Железнодорожный

Железнодорожный — город областного подчинения в Московской области России, единственный населённый пункт и административный центр городского округа Железнодорожный.
Железнодорожная станция на линии Москва — Нижний Новгород в 10 км к востоку от Москвы (расстояние от МКАД до железнодорожной станции Железнодорожная, которая считается центром города).
Площадь территории города составляет 2 555,1 гектаров. Население 138,0 тыс. человек на 1 января 2013 года. В городе ведётся активное жилищное строительство. Город протянулся с запада на восток на 7 км, а если учитывать вошедший в его состав отдалённый микрорайон Купавна — на 13 км.
Город состоит из девяти микрорайонов: Керамика, Купавна, Кучино, Ольгино, Павлино, Саввино, Центр, Центр-2, Лесной.

Название

Название Железнодорожный дано рабочему посёлку (предшественнику нынешнего города) в 1939 году — по расположению рядом с Московско-Нижегородской железной дорогой. Ранее посёлок (как и деревня, рядом с которой он возник) носил название Обираловка — в связи с систематическими грабежами, которым подвергались проезжавшие купцы. Разбойники (которыми чаще всего оказывались крестьяне окрестных деревень), прячась в придорожных оврагах или лесах, останавливали путников, обирали их, выпрягали лошадей и благополучно скрывались с добычей.
Самое подходящее место для грабежей было на Владимирской (Владимирка) и Носовихинской (Носовиха) дорогах. Глухой, дремучий лес с дикими зверями, птицами и тучами комаров над топкими болотами служил им надёжным убежищем. Владимирская дорога шла опушкою леса, и, хотя до Москвы оставалось не более 20 верст, немногим удавалось благополучно миновать глухие места. Еще опаснее было на извилистой Носовихинской дороге, которая пролегала в лесной гуще. Проезжие, ограбленные разбойниками, рассказывая о своих переживаниях, называли окрестности глухого леса Обираловкой.
Современное просторечное наименование города — Железка.

Население

Железнодорожный входит в состав крупнейшей в России Московской агломерации с населением около 16—17 млн человек. Вместе с городами Реутов, Лыткарино, Дзержинский, Котельники и населёнными пунктами городского округа Балашиха и Люберецкого района Железнодорожный входит в состав Балашихинско-Люберецкой агломерации второго порядка с населением 867,8 тыс. человек — второй по численности населения в Московской области.

История

Современная территория города Железнодорожный включает в себя земли Богородского (населённые пункты Васильевской волости: Обираловка, Саввино и др.) и Московского уездов (населённые пункты Пехорской волости: Кучино, Ольгино и др.). Деревушки Саввино и Кучино упоминаются ещё в документах Ивана Калиты, относящихся к 1327 году; во второй половине XVII в. возникла деревня Сергеевка, название которой постепенно было вытеснено прозвищем «Обираловка».
Во второй половине XVII в. в окрестностях деревни Кучино были начаты разработки глины, а в начале XIX в. братья Даниловы организовали здесь производство красного кирпича. В конце 60-х гг. XIX в. московский купец Д. И. Милованов приобрёл в Кучино кустарное кирпичное производство и построил кирпичный завод, который в 1875 г. дал первую продукцию; вскоре появились кирпичные заводы купцов Куприянова и Голядкина. На средства миллионера Д. П. Рябушинского в посёлке Кучино был в 1904 г. создан первый в Европе и второй в мире Аэродинамический институт, где научную работу возглавлял профессор Московского университета Н. Е. Жуковский — основоположник современной аэродинамики. Аэродинамический институт положил начало развитию посёлка Кучино как центра геофизической науки и сделал его известным в научном мире не только в России, но и за рубежом.
В 1862 г. была открыта Московско-Нижегородская железная дорога и возникла железнодорожная станция Обираловка, а в 1877 г. появился и пристанционный посёлок Обираловка. 17 января 1939 года посёлок получил официальный статус рабочего посёлка городского типа, а 27 августа того же года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР переименован в посёлок Железнодорожный Реутовского района Московской области. В 1946 г. открыт НИИ строительной керамики с опытным заводом (производство керамических блоков); в 1952 г. — деревообрабатывающий завод.
В 1896 г. по инициативе фабриканта Викулы Морозова (внука С. В. Морозова) рядом с деревней Саввино была построена фабрика — «Саввинская мануфактура», вокруг которой образовался посёлок Саввино. В 1947 г. в этом посёлке рядом с фабрикой была открыта мастерская по реставрации деталей фабричных машин (преобразованная в 1956 г. в электромеханический завод).
7 августа 1952 года рабочий посёлок Железнодорожный преобразован в город районного подчинения, а 10 декабря 1960 года — в город областного подчинения. В 1960 году к городу были присоединены рабочие посёлки Кучино (частично; полностью с 1963 г.) и Саввино, а также деревни Темниково и Сергеевка.
В конце 1980 — начале 1990-х гг. в городе построено новое здание железнодорожного вокзала, современными многоэтажными домами застроены привокзальная площадь, южная часть Железнодорожного, в том числе микрорайоны в Кучино, на территории бывшего посёлка Саввино и др. Сохранилась Преображенская церковь (вторая половина XIX в.).

Экономика

В современном Железнодорожном ведущее место в экономике занимает строительная индустрия, представленная Кучинским комбинатом керамических и облицовочных материалов.
Основные промышленные предприятия города: ОАО «НИТИ им. П. И. Снегирева», деревообрабатывающий комбинат, хлопкопрядильная фабрика, керамический завод, НИИ строительной керамики, авторемонтный завод, завод теплоизоляционных материалов компании Rockwool. Действует железнодорожное депо. Кучинский завод после банкротства приобретен польской компанией «Cersanit»; в настоящий момент возобновлён выпуск керамической плитки и керамогранита под новым брендом.
Спортивный комплекс в Лужниках, Дворец культуры и науки в Варшаве, Дворец съездов и Государственный исторический музей в Москве — в строительстве этих объектов есть и лепта Кучинского керамического завода (в прошлом — кирпичный завод Миловановых).
В июле 2011 г. «Новая газета» опубликовала материалы о том, что «это единственный, наверное, в мире город, в котором свыше 120 тысяч населения, где нет не то, что кинотеатра, там нет даже роддома, а весь бизнес принадлежит семье мэра».

Достопримечательности

Одна из главных достопримечательностей города — православная церковь Преображения Господня. Храм был построен в 1623 году на землях Т. В. Голицыной в селе Саввино-Спасское. В 1868 году взамен обветшавшего деревянного здания начали строить храм из кирпича, поставляемого из Кучино, 4 ноября 1873 года колокольня и первая часть храма были освящены, и начались богослужения. Главным украшением храма является иконостас, изготовленный на заводе Товарищества по производству фарфоро-фаянсовых изделий М. С. Кузнецова.
Среди других достопримечательностей есть Троицкое-Кайнарджи (имение П. А. Румянцева-Задунайского) в Павлино.
Краеведческий народный музей.
Также в городе располагается обсерватория МБОУ Астрономическая школа «Вега». Обсерватория имеет гигантский телескоп-рефлектор.

Храм новомучеников и исповедников Российских

Храм новомучеников и исповедников Российских (Железнодорожный). Адрес: мкр. Кучино, улица Южная, д. 3А. Храм в русско-византийском стиле. Высота до верха центральной главы — 24 метра, высота до верха шатра колокольни — 21 метр.

Персоналии

Андрей Белый, с 1925 по 1931 год жил и работал в посёлке Кучино;
Пётр Павлович Десницкий (1911—1993) — Герой Советского Союза, умер и похоронен в Железнодорожном;
Дорофеев Анатолий Васильевич — (1920—2000) Герой Российской Федерации, полковник. Инженер НИИ ВОДГЭО. Умер в Железнодорожном, похоронен на Бабушкинском кладбище;
Владимир Данатович Легошин, Герой России;
Коростелёва Валентина — поэт, прозаик, публицист, Член Союза Писателей России, лауреат Международных литературных конкурсов им. А. Толстого, А. Платонова, А. Чехова, «Добрая лира», заслуженный работник культуры РФ, автор 15 книг поэзии и прозы;
Соколов, Юрий Сергеевич — Герой Советского Союза. Средняя школа № 7 города Железнодорожного носит имя героя;
Валентин Уралов (Мокроусов) — ветеран Великой Отечественной войны, член Союза писателей и Союза журналистов России. Заслуженный деятель культуры Латвии. Публикуется в печати с 1948 года. Автор 8 поэтических сборников. Председатель литературного объединения «Созвучие». Живёт в городе Железнодорожном.;
Павел Полунин (Борискин) — киноактёр, живёт в Железнодорожном;
Светлана Ходченкова — актриса театра и кино; Проживала на улице Колхозной, ныне в Москве.
Владимир Иванович Бохан — композитор, лауреат Всероссийского конкурса композиторов, обладатель серебряной медали Фонда им. П. И. Чайковского, лауреат конкурса им. Николая Рубцова, живёт в Железнодорожном
Струве, Георгий Александрович — композитор, хормейстер, дирижёр, педагог и просветитель, общественный деятель, народный артист РСФСР (1991), основатель студийного движения в стране, создатель системы массового обучения музыки и хоровому пению, был Президентом Федерации детских и молодёжных хоров России. В городе Железнодорожном основал Детскую хоровую студию «Пионерия», ныне носящюю его имя (она расположена в микрорайоне Кучино, ул. Смельчак, 11).

Город в литературе

В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» главная героиня покончила с собой, бросившись под поезд на платформе Обираловка около водокачки (современная территория локомотивного депо Железнодорожная, которое теперь находится несколько далее современных платформ станции в сторону области).

http://www.yana-tamada.ru/